История появления новогодней ёлки
Упоминаний про дерево, наряжаемое на празднование Рождества Христова ,в Новом Завете нет. Упоминание есть только о том, что при Входе Господне в Иерусалим люди встречали его с пальмовыми ветвями. В христианстве пальма была символом победы над смертью.
О рождественской ели первое упоминание встречается в древней германской легенде о Святом Бонифации. Чтобы доказать превосходство христианства, он захотел продемонстрировать бессилие языческих богов и срубил священное Древо Одина (Тора), молвив при этом: «пихта христианства вырастет на корнях срубленного дуба язычества ». Из пня проросла пихта, как символ христианства…
В Ливонии (территория современной Эстонии) в XV веке Братство Черноголовых устанавливало на главной площади Ривеля (современный Таллинн) большую елку, и жители устраивали вокруг нее гуляния с танцами.
Бременские хроники XVI века описывают украшение елок «бумажными цветами, крендельками, финиками, орехами и яблоками» на Рождество.
Украшать елку в лесу с помощью лоскутов ткани и восковых свечей был древний обычай в Германии , возле такого дерева проводились различные обряды. Ель отождествлялась с мировым деревом, и традиция новогоднего украшения елей была распространенным явлением. Позже деревья стали устанавливать в доме.
По мере крещения населения Германии многие обряды и обычаи стали наполнять христианским содержанием. Это коснулось и обычая наряжать елки, приурочив его к Рождеству. Ёлочка официально стала рождественским деревом, ее также называли «деревом Клауса».
Новогодняя елка в России
В России Петр I ввел празднование Нового года. И первые упоминания о новогодних елках относятся к его временам. В своем указе о переносе Нового Года с 1 сентября на 1 января. «По примеру всех христианских народов», было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу хвоей: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе». А «людям скудным» предлагалось «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить… а стоять тому украшению января в первый день».
Украшения из хвои предписывалось устанавливать не в помещении, а снаружи — на воротах, крышах трактиров, улицах и дорогах. Тем самым елка превращалась в деталь новогоднего городского пейзажа, а не рождественского интерьера, чем она стала впоследствии.
После смерти Петра обычай был забыт на долгое время. Лишь кабаки по прежнему украшали елками. По этим елкам опознавались питейные заведения. . Кабаки даже стали называть «ёлками» или «Иванами ёлкиными».
В XIX веке первые рождественские елки появились в Петербурге, в домах живших там немцев.
Первая официальная елка в России была устроена Николаем I по просьбе его жены, императрицы Александры Федоровны, урожденной прусской принцессы Шарлотты. 24 декабря 1817 года по ее инициативе установили домашнюю рождественскую ёлку в личных покоях императорской семьи в Москве, в 1818 г. — в Аничковом дворце.
На Рождество 1828 императрица Александра Федоровна в Большой столовой дворца устроила «детскую елку» для пяти своих детей и племянниц. На празднике также были дети некоторых придворных. На столах стояли елочки, украшенные золочеными яблоками, конфетами и орехами. Под елочками лежали подарки.
До 1840-х годов обычай ставить рождественскую ёлку в России не был распространен, дворцовые ёлки были исключением. В середине 1840-х годов произошел взрыв — «немецкое нововведение» стало быстро распространяться по Петербургу. Всю столицу охватил «елочный ажиотаж». Обычай стал популярным вместе с модой на произведения немецких писателей и прежде всего на Гофмана, чьи «елочные» произведения «Щелкунчик» и «Повелитель блох» были в то время очень популярны в России.
С конца 1840-х годов началась продажа елок. Ими торговали крестьяне у Гостиного двора. Впоследствии этот сезонный промысел принадлежал финским крестьянам и давал им немалый приработок, потому что ёлки стоили дорого.
Столичная знать быстро отошла от образца маленьких немецких ёлочек и устраивала соревнования: у кого елка больше, гуще, наряднее, богаче украшена. Елки в те времена старались украшать сладостями: орехами, конфетами, печеньем, фигурными пряниками, фруктами. После окончания праздника украшения елки разбирались на сувениры и на поедание. В состоятельных домах елки часто украшали дорогими украшениями: серьгами, перстнями и кольцами, а также дорогой материей и лентами.
В конце 1840-х годов появились первые искусственные новогодние ели, считавшиеся особым шиком.
В 1852 году была организованна первая публичная елка в здании петербургского Екатерингофского вокзала. Вскоре публичные ёлки начали устраивать в зданиях дворянских собраний, офицерских и купеческих собраний, клубах, театрах и других местах. Медленнее ёлка проникала в провинцию. В помещичьих усадьбах ещё долго держались традиции Святок, но постепенно «столичная немецкая забава» пришла и туда.
Серьезным противником елки как иноземного и к тому же языческого по своему происхождению обычая стала православная церковь. Святейший синод вплоть до революции 1917 года издавал указы, запрещавшие устройство елок в школах и гимназиях.
Очень быстро ёлка стала «статусным» явлением. Приглашение на ёлку детей знакомых и, соответственно, самих знакомых, стало возможностью показать свой вкус и зажиточность. Важно было не скупиться на украшения, не использовать украшения с прошлого Рождества, украсить дерево богатыми подарками.
Сладости, мёд, засахаренные фрукты символизировали «сладость духовных даров» и входили в общеевропейскую традицию празднования Рождества. Согласно которой волхвы поднесли Младенцу в день рождения «плоды земные», означающие изобилие, плодородие, процветание. Традиция рождественского дерева соблюдалась также в том, что ёлка увенчивалась Вифлеемской звездой (засиявшей в небе предвестницей Рождества) и украшалась разными блёстками. Блеск огней и свечей на ёлке, её блестящее украшение символизировали сияние «благодатного света», пронизывающего мир после Рождества. Ёлка легко вошла в российский быт, именно потому, что она позволяла всей символике службы и обряда соединиться в едином зрительном образе и действии, в котором была занята вся семья.
Само дерево сначала называлось «рождественским деревом», а позже получило имя «елка», которое закрепилось за ним уже навсегда. Елкой стал называться и праздник, устраиваемый по поводу Рождества: «пойти на елку», «устроить елку», «пригласить на елку».
НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА В СССР
В первые годы после революции никаких мер, направленных на запрет ёлки, не предпринималось. Несмотря на это, она стала в это время чрезвычайной редкостью, причиной чему были материальные и бытовые трудности. Однако в семьях, сопротивлявшихся хаосу внешней жизни, ёлку всё же старались устанавливать и относились к ней с ещё большей бережностью, даже трепетностью, нежели в мирное время, поскольку она являлась единственной зыбкой связью с прошлой, устойчивой жизнью.
А с 1925 года началась плановая борьба с религией и с православными праздниками. Вместе с Рождеством отменялась и ёлка, ставшая его символом. Ёлка, против которой когда-то выступала православная церковь, теперь стала называться «поповским» обычаем.
Конец «неправильному осуждению ёлки» был положен на исходе 1935 года. В конце 1935 года ёлка была не просто возрождена, она превратилась в новый праздник, получивший простую и чёткую формулировку: «Новогодняя ёлка — праздник радостного и счастливого детства в нашей стране».
Устройство новогодних ёлок для детей сотрудников учреждений и промышленных предприятий становится обязательным. Изображение Вифлеемской звезды было заменено на Красную Звезду, а в качестве украшений стали использовать не ленты, свечи и ангелочков, а модели самолётов, велосипедов, ракет, фигурки космонавтов и героев русских сказок. Традиция устанавливать новогоднюю елку обрела поистине всенародный характер.
В 1954 году новогоднюю ёлку установили в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца. Впервые Кремль открылся перед счастливчиками, получившими новогодние приглашения. С появлением Кремлёвского дворца съездов елка переместилась туда и стала «главной елкой страны» .
Забыла о своём неприязненном отношении к ёлке и православная церковь. Теперь зелёные деревца стоят не только в храмах во время рождественского богослужения, но и в домах церковнослужителей.
На протяжении трёх веков ёлка добросовестно выполняла возложенные на неё функции, и даже насильственная идеологизация не мешала ей в неформальной домашней обстановке оставаться всеми любимой и ежегодно желанной, страстно и задолго до Нового года ожидаемой Ёлкой. Такой помним её мы. Такой запомнят её наши дети. Будем надеяться, и внуки будут ходить вокруг разукрашенного, сияющего дерева и петь немудрёную песенку, сочинённую почти сто лет назад.
Новогодняя ёлка в наше время
В наше время большинство елок – искусственные. Особенно это касается елок, устанавливающихся на городских площадях и возле торговых центров. Это не только забота о сохранении природы, но и следствие практических соображений.
Причем искусственная новогодняя ель не всегда копирует живое дерево. Часто ее изготавливают в виде конуса или пирамиды. Встречаются елки с хвоей белого, красного, синего цветов.
В общем, искусственная ель– это современно, экологично, практично и иногда очень необычно!