Секреты любимых мультфильмов из детства

8 апреля отмечается День российской анимации. Это праздник для всех, ведь на отечественных мультфильмах выросли не только мы сами, но и наши мамы и папы, а сегодня вместе с этими мультиками учатся любви и дружбе, смеются, задумываются, порой грустят и взрослеют – уже наши дети. Мы собрали малоизвестные факты о некоторых из лучших советских мультиков. 

©

Commons Wikimedia

«Малыш и Карлсон»: «Спокойствие, только спокойствие!»

Режиссер Борис Степанцев перепробовал на «роль» Карлсона немало именитых актеров – среди них, например, народные артисты СССР Михаил Яншин и Алексей Грибов. В конце концов «обаятельный мужчина в самом расцвете сил» заговорил голосом не очень известного на тот момент Василия Ливанова – и это было точное попадание в десятку. А Фаина Раневская, озвучивавшая Фрекен Бок, во время съемок демонстрировала характер, достойный настоящей «домомучительницы»: требовала, чтобы режиссер удалился из студии и дал актерам работать самостоятельно.

«Трое из Простоквашино»: «Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь!»

Знаменитое «Простоквашино» не появилось бы на свет, если бы когда-то совсем молодой Успенский не поехал библиотекарем на лето в пионерлагерь. Там он быстро убедился, что интересных детских книг пионерам не хватает, и стал придумывать для них вечерние сказки – про мальчика Федю и его друзей. Эти сказки и легли в основу мультфильма, который в 2018 году отметит юбилей – 40 лет со дня выхода первой серии.

«Ну, погоди!»: «Ну, Заяц, ну, погоди!» 

©

Commons Wikimedia

На всем русскоязычном пространстве, согласно статистике, нет человека, который хотя бы раз не посмотрел культовый мультфильм, созданный Вячеславом Котеночкиным, Аркадием Хайтом и Александром Курляндским. Серии «Ну, погоди!» снимались с 1969 по 2005 год, и каждая становилась хитом. Многие годы главная новогодняя елка страны – в Кремлевском Дворце съездов –  начиналась с показа вышедших на тот момент новых серий «Ну, погоди!». Для детей СССР это был такой же долгожданный подарок, как само сказочное представление и конфеты «из Кремля».  

«Приключения кота Леопольда»:  «Ребята, давайте жить дружно!»

Мультфильмы о добросердечном, интеллигентном коте Леопольде, созданные Аркадием Хайтом и Анатолием Резниковом с 1975 по 1987 год, до сих пор входят в десятку самых востребованных у русскоговорящей аудитории по всему миру. Для съемок первых серий мультфильма применялся сложный прием – кадры не рисовали, а «выкладывали». Сначала создавали мелкие детали, а потом, после каждого кадра, сдвигали их на мизерное расстояние. Так возникала вполне достоверная иллюзия движения. Изнутри эта работа представляла собой комическое зрелище: члены съемочной группы кувыркались на полу, боролись друг с другом, всячески гримасничали, а художники зарисовывали все это. 

«Винни-Пух»: «В голове моей опилки! Да, да, да!»

©

Commons Wikimedia

Когда в 1969 году появилась первая серия мультфильма, медвежонок сразу же стал всеобщим любимцем. Хотя далеко не все советские люди даже слышали тогда о сказках английского писателя А. Милна,  придумавшего Винни-Пуха для своего сына. Про Винни-Пуха и его друзей на тот момент за границей уже было снято много мультфильмов. Художники немало намучились, придумывая Винни-Пуха, не похожего на всех предыдущих. Один из первых вариантов был прозван ими «взбесившимся одуванчиком». В процесс включилась вся съемочная группа, в том числе и актер Евгений Леонов, который должен был озвучивать медвежонка. Кстати, одно ухо медвежонку специально оставили слегка помятым, «потому что Винни на нем спит». 

«Приключения капитана Врунгеля»: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет»

Когда в 1979 году состоялась премьера этого первого советского мультипликационного сериала, эффект был сродни премьерному показу фильма «Место встречи изменить нельзя». С одной лишь разницей – если во втором случае с улиц таинственным образом исчезали все взрослые, то в первом – дети. 13-серийный мультсериал был, по сути, сплошной импровизацией. Режиссер Давид Черкасский вспоминал: «Мы не обсуждали ничего заранее по работе. Такая у меня была система: ничего не выписывается заранее в сценарии, только полный экспромт». Сроки сдачи многих серий были настолько сжатыми, что когда случался очередной аврал, то кровати для съемочной группы ставили прямо на студии; там же аниматоры готовили себе еду. 

«Ежик в тумане»: «Если тебя нет, то и меня нет. Понял?…»

©

Wikimedia Commons

«По вечерам Ежик ходил к Медвежонку в гости считать звезды. Они усаживались на бревнышке и, прихлебывая чай, смотрели на звездное небо», – эту историю помнит каждый, кто в 1975 году хотя бы уже ходил в детский садик. Парадокс – философская притча о дружбе, любви, отваге и верности непроста для восприятия, в ней мало экшена, который нравится детям, но этот необычный мультфильм Юрия Норштейна сразу полюбили миллионы. «Ежик в тумане» собрал множество призов, его называют классикой советской психоделики, а в 2003 году мультфильм был признан «Анимационным фильмом №1 всех времен Японии и мира».

Для создания эффекта тумана мультипликаторы использовали прием древнекитайского марионеточного театра. Персонаж размещали на стекле, а над ним – прозрачную пленку, на которую наносили пыль. Затем стекло с персонажем просто отодвигалось от пленки с пылью, имитировавшей туман. Так и достигался волшебный эффект «ежика в тумане». 

«Котенок по имени Гав»: «А давай бояться вместе!»

Мэтрам советской анимации – Льву Атаманову, Леониду Шварцману, Григорию Остеру, Татьяне Решетниковой и другим – удалось очень тонко воссоздать нюансы того, как маленький наивный котенок постигает огромный мир вокруг, и ненавязчиво донести все эти жизненные уроки до своей аудитории. Котенок Гав своим обаянием действительно покорил весь мир: так, в Новокузнецке открыт бронзовый памятник «Сосиске дружбы», где Гав и Шарик дружно поедают колбасу с двух концов, а на островах Кука выпущены коллекционные золотые и серебряные доллары с героями культового мультфильма.

«Чебурашка и крокодил Гена»:  «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам»

©

Commons Wikimedia

Первый мультфильм вышел в 1968 году. Прототипом Чебурашки стала любимая детская игрушка самого Эдуарда Успенского: родители когда-то подарили ему не то медвежонка, не то зайца с гигантскими ушами, большими желтыми глазами и коротеньким хвостиком. И на полном серьезе уверяли сына, что это – пока еще не изученная порода тропического зверька.

«Пластилиновая ворона»: «Копыта очень стройные и добрая душа!»

Мультфильм в 1981 году вызвал большой скандал, потому что во-первых, мультфильм-мюзикл был непривычен для советской цензуры, а во-вторых, песню в нем спел Леонид Броневой, снявшийся до того в серьезной роли Мюллера в патриотическом сериале «Семнадцать мгновений весны». Мультик запретили к показу, а спасло его лишь вмешательство режиссера «Кинопанорамы» Ксении Марининой и самого Эльдара Рязанова. Они, на свой страх и риск, включили мультфильм в эфир вместе с сюжетом о том, как он был сделан.

«Бременские музыканты»: «Ночь пройдет, наступит утро ясное…»

В 1969 году молодая творческая группа в составе композитора Геннадия Гладкова, поэта Юрия Энтина и режиссера Инессы Ковалевской создала первый в СССР мультипликационный мюзикл – при том, что в Советском Союзе существовала цензура на подобные зрелища. В то время содержание мультфильма было сплошным «не форматом»: Трубадур и Принцесса – в образах хиппи, ироничные тексты и музыка, напоминающая запрещенный в СССР рок-н-ролл.

Образы своих  героев постановщики собирали «с миру по нитке». Например, чтобы найти фасон платья, достойного Принцессы, ассистентке художника-постановщика Светлане Скребневой пришлось проникнуть в закрытую библиотеку Госкино. В заграничных журналах, недоступных обычному советскому человеку, она разыскала ставший знаменитым наряд. 

«Тайна третьей планеты»: «Ну, если коровы уже летают, то мне в космосе делать нечего»

Первый советский полнометражный научно-фантастический мультфильм был снят по повести Кира Булычева «Путешествие Алисы». Художник-постановщик мультфильма Наталья Орлова растерялась, когда режиссер предложил ей поработать в фантастическом проекте. И честно призналась, что даже не знает, как утюг устроен, какие уж тут космические корабли… Но Роман Качанов настоял на своем, и не прогадал. Убедительнее всего у художницы получился Громозека, инопланетянин в скафандре, с огромными ногами и носом, с шестью руками. А придумала она этот образ, открывая консервную банку на кухне. 

Мы знаем и любим еще десятки гениальных советских мультфильмов: от «38 попугаев» и «Следствия ведут колобки» до «Умки» и «Мамы для мамонтенка». Расскажите, какие мультфильмы из своего детства любите пересматривать со своими детьми вы.

Читайте также: Пять простых фокусов, которые удивят ребенка.