В связи с недавней проникновенной речью Мэрил Стрип на вручении Золотого Глобуса и не менее эпичным (и абсолютно, имхо, ненужным) ответом ей Дональда Трампа, возникли разговоры и споры по поводу того, переоцененная все-таки актриса Мэрил или нет. Я склонна согласиться с этим высказыванием, собственно говоря, отношения своего никогда не скрывала, это не «обожествление» Трампа сподвигло на подобные открытия. Сразу уточню, что я никоим образом не пытаюсь принизить заслуги Мэрил — она прекрасная актриса, очень талантливая и харизматичная, в багаже у нее масса чудесных ролей и заслуженных за них наград. Переоцененность ее для меня в том, что награды и номинации она получает чуть ли не за каждую свою работу, в каком бы проходном фильме она ни была. Тогда как другие актеры за сильнейшие работы Оскаров и прочих премий не имеют, т.е. их аналогичный труд оценен менее, чем у Мэрил. Теперь к фактам и цифрам, ориентироваться буду в основном на Оскар, иначе слишком много цифр и статистики (и трудов) для развлекательного поста.

В копилке Мэрил аж 3 (!) Оскара и в общей сложности 19 номинаций на эту премию, намного больше, чем у любого другого актера или актрисы. Значит ли это, что Мэрил самая выдающаяся актриса в более чем столетней истории Голливуда? Сомнительно, согласитесь. Для примера у Аль Пачино 8 номинаций, у Ингрид Бергман и Дастина Хоффмана — по 7, у Джина Хэкмана и Грегори Пека — по 5, у Хелен Миррен и Энтони Хопкинса по 4, а у Джоан Кроуфорд и Греты Гарбо вообще всего 3 номинации. Это навскидку из имен бесспорно выдающихся актеров. Мерил актерски сильнее их раз в шесть?

Всего фильмография Мэрил насчитывает 51 фильм (не считаю еще не вышедшие на экран фильмы, а также все телевизионные работы, короткометражки и озвученные мультики), то есть ее номинируют на Оскар в среднем за каждый 3 фильм (даже второй с половиной))

Для сравнения у Джессики Лэнг (2 Оскара) 32 фильма и 6 номинаций (каждый 5 фильм), у Ширли Маклейн 54 фильма и 5 номинаций (каждый 10 фильм), у Хелен Миррен 59 фильмов при 4 номинациях (каждая 14 работа), у Сьюзен Сэрандон 82 фильма и 5 номинаций (каждая 16 роль), у Кейт Бланшетт  43 фильма (те, что в работе я никому не считаю) и 7 номинаций (каждый 6 фильм), у Джулианны Мур 60 фильмов и 5 номинаций на Оскар (за каждую 12 работу). В общем, по частоте наград и номинаций за свои работы Стрип тоже впереди всей планеты.

Но, может, Мэрил везло больше всех и ей 19 раз доставались сильные роли в гениальных фильмах? ОК, факты и только факты. Свои Оскары Мэрил получила за «Крамер против Крамера», «Выбор Софи» и «Железную леди». Если по первым двум фильмам сказать нечего, работы там у Мэрил шикарные, а фильмы сильнейшие, то в «Железной леди» она продемонстрировала отличные способности к имитированию реального персонажа, ее манер и повадок, но в целом фильм слабый и роль ее там восторга у меня не вызвала. Но ок, допускаю, что понравилась другим. Но в этот год были номинированы Гленн Клоуз за «Альберта Ноббса» (при этом у выдающейся Гленн Оскара нет вообще!!), Виола Дэвис за отменную работу в «Прислуге», Руни Мара за «Девушку с татуировкой дракона» и Мишель Уильямс за «Неделю с Мэрилин». Была ли работа Мэрил снова намного лучше остальных? Настолько сильнее, что остальные не наиграли и на один Оскар в карьере, а она заслужила уникальный третий? Спорно. Но награда опять у нее.

Еще больше вопросов вызывают ее номинации на Оскар, иногда кажется, что только за появление на экране Стрип представляли к награждению. При этом невольно бросается в глаза один момент: Стрип снялась в массе фильмов, которые не были отмечены премиями и номинациями, за них не награждали (и не номинировали на премии) других актеров, режиссеров, сценаристов или хотя бы монтажеров и операторов. Отмечали наградами и номинациями только работу Стрип в них, хотя в рецензиях можно услышать много добрых и даже восторженных слов в адрес прочих участников постановок. То есть, хвалили многих (или же просто нейтрально принимали фильм, такое тоже бывает), но каждый раз чувствовали неодолимое желание отметить и наградить Стрип. К номинациям:

2015 год — ведьма в дурацкой сказке-мюзикле «Чем дальше в лес». Что выдающегося в этой работе, я понять не могу. Как и то, чем она лучше любого другого из персонажей этой истории? Все колоритные, красивые и для одноразового просмотра. При этом только на Золотой Глобус была номинирована Эмили Блант, также сыгравшая в этом фильме, на все остальные премии, включая Оскар, из всего актерского состава выдвигали только Стрип. То есть, весь каст сыграл посредственно, а она проделала выдающуюся работу? Кто из смотревших фильм может искренне с этим согласиться?

2014 год — «Август: Графство Осейдж». Фильм странный, но играла там Мэрил действительно хорошо.

2012 год — «Железная леди», о которой я высказалась выше. Имхо (!), третий Оскар здесь вообще давать было не за что, особенно при наличии шикарных конкуренток. Первый — может быть. Но никак не третий.

2010 год — «Джули и Джулия» — милая кулинарная история, качественная мелодрама для просмотра за чашечкой чая в дождливый вечер. В главной роли там милейшая Эми Адамс, не получившая ни одной награды или номинации ни на одну премию! То есть она сыграла посредственно, а Стрип гениально? Работа режиссера, сценариста и прочих тоже абсолютно проходные в этом фильме, если судить по номинациями и премиям. Одна Стрип хороша. Опять же имхо, но Стрип там абсолютно на своем месте, очень убедительна в роли, но ничуть не более, чем Эми Адамс в своей. Но увы, поощрили только одну из них.

2009 год — «Сомнение«. Фильм не видела, молчу. Рецензии хорошие, наград фильм и актерская группа собрал много, как правило это все-таки показатель качественного продукта.

2007 год — «Дьявол носит Прада«. Со мной могут многие не согласиться, но по мне так это запоминающаяся и эффектная комедия, а вот характеры там однозначные и одномерные, сыграла своего персонажа Мэрил очень ярко, но одной краской, как говорится. В этот же год были номинированы на Оскар Хелен Миррен за «Королеву» (она премию и забрала), Джуди Денч за Notes on a Scandal (и сыграла она там шикарно очень драматичную роль) и Кейт Уинслет за «Маленьких детей». На фоне таких сильных актерских работ номинация за несколько карикатурную леди-босса выглядит не самой убедительной.

2003 год — «Адаптация» Спайка Джонса. Сильный фильм, не спорю. Но в тот же год была шикарная работа у Сьюзен Сэрандон в «Игби идет ко дну». Вместе с Мэрил она была номинирована на Золотой Глобус, например, но на Оскар не получила даже номинации. Мэрил же выдали ее почетную 13 (!) номинацию, то есть снова при равном отношении критиков к самой почетной награде представили снова Стрип.

2000 год — «Музыка сердца«. Мелодрамы я не люблю, но сыграла здесь Мэрил хорошо, спорить не буду, но в целом и ее работа, и фильм выглядят проходными. Обратимся к цифрам: рейтинг фильма на imdb — 6,8, у профессиональных критиков на rotten tomatoes — 63%. То есть, по общим оценкам — это и правда вполне проходной фильм. Опять же — абсолютно никто из съемочной группы не удостоился номинаций хотя бы на какую-то завалящую премию. Но Мэрил-то опять на Оскаре ))

1999 год«Истинные ценности». И снова любимый вопрос: в фильме 4 главных героев в исполнении Мэрил, Рене Зеллвегер. Уильяма Херта и Тома Эверетта Скотта. Стрип там, конечно, больше всех, но она снова сыграла так фантастично, а все остальные так плохо, что номинаций и наград всех премий, которые собрал этот фильм, удостоилась только она? Какие удивительные партнеры ей частенько достаются, ничего сыграть на премию не могут )) Правда, Оскар в тот год вообще Пэлтроу за «Влюбленного Шекспира» получила, но это тема для отдельного поста ))

1996 год — шикарные «Мосты округа Мэдисон», шикарные Стрип и Клинт Иствуд, все рыдают, критики в восторге! НО… Иствуда за роль в этом фильме тоже не номинировали на какие-либо значимые премии, только Мэрил!

1991 год — фильм «Открытки с края бездны«. Фильм я не видела, судить не могу. Но рейтинг на imdb у него 6.7. Никаких премий или номинаций, кроме как у Стрип, тоже не обнаружено. На rottentomatoes профессиональные рецензенты оказались добры, там 90% положительных отзывов про милый славный фильм (отнюдь не шедевр) с двумя хорошими актерскими работами Стрип и Ширли МакЛейн в роли ее матери (и толпой отличных актеров в ролях второго плана). Как обычно номинирована на всё, включая Оскар, только Стрип, хотя подчеркиваю, критики хвалили работу всего ансамбля (!). Кстати, узнала с интересом, что фильм поставлен по автобиографичной истории Кэрри Фишер, поэтому Стрип играет по сути ее саму, а МакЛейн — Дебби Рейнольдс.

1989 год — «Крик в темноте«. Эту драму я раньше не видела, попыталась при подготовке поста посмотреть, мне показалось действие скучным, поэтому обращаюсь к статистике и профессиональным рецензиям. А они говорят о том, что в этой истории про пропажу младенца и борьбу ее безутешных родителей за то, чтобы доказать свою непричастность к ее исчезновению, достойно сыграли оба актера в главных ролях: Мэрил Стрип и Сэм Нил. Кто у нас НЕ получил номинацию на Оскар, угадаете? Также у этого фильма нет других номинаций: ни режиссуры там хорошей не было, ни сценария, сам фильм так себе, очевидно, но Мэрил, как всегда, гениальна.

1988 год — «Чертополох«. Не уверена, что многие помнят эту драму с Джеком Николсоном и Мэрил, но мне ее когда-то довелось посмотреть, хотя сильное впечатление она на меня не произвела. Критики фильм тоже не то чтоб полюбили, но благосклонно отозвались о работах Николсона, Стрип и Кэрол Бейкер. Бейкер не повезло, но Николсона тоже номинировали на Оскар. Впрочем, ему тоже всегда невероятно везло с номинациями (аж 12), не всегда очевидными. Еще для сравнения — в этот же год за лучшую женскую роль были номинированы Шер за «Власть луны», Гленн Клоуз за «Роковое влечение» (и какая это была работа!!) и Холли Хантер за «Теленовости». А теперь хором, кто помнит такой фильм как «Чертополох»?

1986 год — «Из Африки«. Отличный фильм, номинация вполне понятная. Главного героя в исполнении Роберта Рэдфорда, разумеется, ни на какие премии не номинировали, но это дело обычное ))

1984 год — «Силквуд«. Вопросов нет, всё справедливо как мне кажется. Собственно говоря, дальше идут номинации и премии за бесспорно прекрасные роли Мэрил в знаменитых очень сильных фильмах: «Выбор Софи» (1983), «Женщина французского лейтенанта» (1982), «Крамер против Крамера» (1980) и «Охотник на оленей» (1979). Эх, какие же картины снимали просто пачками в то время!

Подведу итог. У меня сложилось впечатление, что Мэрил Стрип очень быстро утвердилась в эдакой роли американской Примадонны, сыграв одну за другой несколько чудеснейших ролей. И это некое негласное правило теперь —  отдавать ей номинации и даже награды за невыдающиеся работы в проходных фильмах. Еще раз повторю, ибо чукча не писатель, и мог мысль не донести, что я считаю Мэрил прекрасной актрисой. Но не могу с печалью не отмечать, что ее награждают и возвеличивают во много раз больше, чем других прекрасных актеров, в том числе, номинируя на Оскар за фильмы, в которых больше никто не удостаивается внимания киноакадемиков (и иных награждающих лиц), хотя критики и зрители отмечают удачную работу ансамбля, а не одной лишь Мэрил (( При этом многих других актеров обходят внимание даже за работы, однозначно признаваемые выдающимися. И это обидно. И довольно несправедливо, что  у прекрасной актрисы Мэрил Стрип 3 Оскара, а у прекрасных актеров Гленн Клоуз, Эдварда Нортона, Рэйфа Файнса, Джона Малковича, Гэри Олдмана, Кевина Бейкона, Харрисона Форда, Мишель Пфайффер, Билла Мюррея  и т.д. — этой премии нет вообще! Получается, что Мэрил ценят так сильно, что номинируют и награждают за всё, а другим уделяют редкое внимание (судя по количеству тех же номинаций) и вообще наградами обделяют. Отсюда и идея о переоцененности.

И на закуску список прекрасных актеров, у которых нет ни одной оскаровской номинации.

Дональд Сазерленд (Клют, Обычные люди, Грязная дюжина, А теперь не смотри — вот часть сильнейших работ, за роли в которых его обошли вниманием), Стив Бусеми (Бушеми) (Фарго, Бешеные псы, Призрачный мир), Юэн МакГрегор (Неглубокая могила, На игле, Синий бархат), Клэр Дэйнс (Часы, Разрушенный дворец, Красота по-английски), Миа Фэрроу (!! Ребенок Розмари, Пурпурная роза Каира, Ханна и ее сестры, Алиса — слов просто нет!!), Ричард Гир (Внутреннее  расследование, Окончательный анализ), Изабелла Росселлини (Синий бархат), Алан Рикман (Страна в шкафу, Разум и чувство, Робин Гуд и даже Крепкий орешек — на номинацию уж точно он наиграл в каждом из этих фильмов).

Вспомнили же, наверняка, все фильмы, здесь перечисленные? «Железная леди», «Чертополох», «Крик в темноте», «Открытки с края бездны», «Музыка сердца», «Джули и Джулия», «Чем дальше в лес» — а вот за какие шедевры, вошедшие в историю современного кинематографа, посчитали необходимым отметить Мэрил. Как говорится, факты и цифры вещь объективная, а уже каждому из нас остается сделать собственный вывод о том, не слишком ли нежное и трепетное отношение у  боссов разных премий к Мэрил и ее актерским работам?