Марецкая и Раневская

152
Марецкая и Раневская

 

Про великих актрис Марецкая и Раневская рассказываю их коллеги по театру им. Моссовета.

С.Юрский: на мой взгляд — это две самые выдающиеся актрисы. У них была слава актерская, народная. Они истинно народные артистки. Слава их не сопоставима ни со словами нынешними – рейтинг, ни со словами- медийные лица. Ничего похожего. Эта была слава, которая так гудела без всяких усилий добавочных. Эта два гигантских таланта создавших не умолкаемую славу актерской профессии.

И.Савина: Эти замечательные женщины никогда не жаждали славы. Вера Петровна построила этот театр, и мы все должны быть благодарны ей за это. Да говорили хозяйка театра, да она ей и была. Вера Петровна и Фаина Георгиевна были королевы. Они не могли жить без партнеров.  О Раневской можно говорить годами…

Б.Поюровский: 1959 год, я был в командировки по линии Всероссийского театрального общество на Урале. И на рубеже между февралем и мартом оказался в крошечном городе Ирбите. Я приехал там городской театр, там он, кстати, существовал с 18 века. В это театре работал очень энергичный театральный директор Яков Вербловский и его осенила идея. У них шла пьеса «Верты дали неоглядные» и в Моссовета шла эта пьеса, где вместе играли Марецкая и Плятт. И Вербловский пригласил этих двух всенародных актеров выступить в этом театре. В этом городе была всего одна гостиница, но канализация не работает, туалет на улице, клопы там поселились еще в 18 веке. Срочно была произведена дезинфекция, все побелили, по чистили, потом вспомнили, что нет в гостинице нет туалета, а на улице -30C. Все-таки такие гастролеры, как выйти из положения?! Немедленно выселили второй этаж, там переоборудовали эти комнаты, рядом с каждым номером сделали отдельную туалетную, ну всё было замечательно.  Играли Плятт и Марецкая два дня, зал естественно ломился, при чем до Свердловска они прилетели на самолете, а от Свердловска им военные дали вертолет т.к. вертолётной площадки в городе не было они сели прям на площади возле горсовета. Естественно их встречали всем городом, хлебом с солью, все как положено. Но вечером спектакль, с играли, ели живые пришли в гостиницу и в это время к ним повалили делегации, которые начали говорить, что с ними хотят встретиться и комсомольцы, и ветераны. И Плятт постоянно кивал, говорил да да да, а когда ушла делегация, то Марецкая объяснила Плятту что она о нем думает.

Актеры старшего поколения знают, что когда Раневская уходила из дома в театр, то ее собачка «Мальчик» не дает покоя ее соседям. И было принято решение, либо Раневская уходит из театра, либо собаку надо привозить в театр. И вот ее привезли в театр Моссовета, сказали, что она будет сидеть в актерской комнате. Фаина Георгиевна разговаривала со своим «мальчиком» как с человеком, все ему объяснила, ка он должен себя вести, она была уверенна, что собака понимает всё. И Раневская ушла на сцену играть спектакль, Мальчик услышал знакомый голос и пришел за сцену и сидел ждал ее в кулисах. Раневская, к счастью, собаку не видела и все было отлично до той поры пока дети по спектаклю не начали нападать со скандалом на Раневскую, которая играла их мать в спектакле «Миссис Сэвидж». Вот тут-то Мальчик показал свой характер. Он выскочил на сцену, всех облаял, и Раневская велела ему уйти со сцены, и он ушел. После этого случая был взят специально человек, который следил за собакой пока Раневская на сцене играла свою роль. И когда Фаины Георгиевны не стало, директор театра Лосев исполнил последнюю волю актрисы, ее кремировали и под хоронили к ее родной сестре на Донском кладбище под общим памятником и когда я ровно через год пришел туда, то на этом памятнике Елена Камбурова прикрепила малюсенькую фигурку собачки, абсолютную копию ее Мальчика.

Г.Бортников: Вера Петровна была человеком светлым, в каких-то вопросах жестким. Я помню, как она обсуждала театральные проблемы, обсуждения макетов, костюмов. И Завадский как-то все это обтекаемо обсуждал, а Вера Петровна рубила с плеча на пользу театра.

Фаина Георгиевна вносила все самое прекрасное в жизнь театра. Как – то перед спектаклем она позвонила в администрацию театра, буквально за 10 минут до начала спектакля, попросила срочно 2 места. Мне срочно надо, сегодня приедет сын Павлика Морозова на мой спектакль и положила трубку… Да это был розыгрыш от Фуфы.