«Щелкунчик и Мышиный король» вышли на лед

В этом году знаменитой сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» исполнилось 200 лет. Режиссер-постановщик Илья Авербух не раз признавался, что давно мечтает о своем «Щелкунчике», а под Новый год мечты должны сбываться.

Поэтому накануне самого любимого россиянами праздника Илья решил не только осуществить свою давнюю задумку, но и подарить волшебные эмоции тысячам самых маленьких любителей волшебства.

Премьера шоу Ильи Авербуха «Щелкунчик и Мышиный король» с оглушительным успехом прошла в среду в Ледовом дворце ВТБ. Гости мероприятия, среди которых – Диана Арбенина, Яна Чурикова, Екатерина Варнава, Екатерина Шпица, Ольга Ломоносова, Владимир Яглыч и многие другие, высоко оценили новую трактовку знаменитой новогодней сказки Гофмана. Поддержать коллег по «ледовому цеху» пришли также Алексей Тихонов и Мария Петрова с дочкой. В этом году они впервые за много лет не участвуют в новогодней постановке, и с интересом наблюдали за происходящим из зрительного зала.

Музыкальный ледовый спектакль на основе произведений Петра Ильича Чайковского в исполнении олимпийских чемпионов Аделины Сотниковой, Алексея Ягудина, Татьяны Тотьмяниной и Максима Маринина стал одним из самых зрелищных и дорогостоящих проектов Ильи Авербуха. Как обычно в постановках Авербуха, в ледовом спектакле участвовали не только фигуристы, но и акробаты, воздушные гимнасты и лучшие вокалисты: специально для спектакля к музыке Чайковского были написаны слова, и в исполнении Светланы Светиковой и Сергея Ли многие знакомые с детства сочинения обрели совершенно новое звучание: например, «Неаполитанская песенка» стала веселым военным маршем.

Зрители, особенно дети, с восторгом принимали происходящее и с замиранием сердца следили за сложнейшими трюками фигуристов и акробатов. Каждый номер сопровождался бурными овациями. Особенный восторг вызвала сложнейшая многоуровневая сцена-декорация длиной 60 метров, представляющая собой огромную ожившую голову Дроссельмейера, со шляпы которого на зрителей по желобу катился орех желаний, запуская подобно принципу домино сложнейший механизм. Особый восторг детей вызвал горящий прямо на льду огонь, в пламени которого погиб злой Мышиный король. Фейерверки, патефон со старинной музыкой, гигантский флюгер и еще с десяток хитростей и спецэффектов сделали сценографию постановки поистине волшебной и позволили присутствующим ощутить себя частью происходящего на льду сказочного действа.

Щелкунчик — эта тема неисчерпаема, и в ней можно находить пространство для творчества. Он магнитом притягивает большое количество режиссеров потому, что позволяет идти вне рамок. У того же Гофмана в сказке очень много недосказанности и противоречий — например, Мари было 7 лет, но в конце она выходит замуж. Поэтому сказку можно трактовать очень по-разному. Меня очень привлек волшебный марципановый мир и история о том, как Щелкунчик стал Щелкунчиком. По сути, мы создали новую сказку с новым сюжетом на основе всем знакомой истории.

В этом году я выбрал очень необычный состав. Например, впервые в новогодних ледовых шоу приняла участие олимпийская чемпионка Сочи Аделина Сотникова. И уже на премьере стало видно, что каждый из артистов находится на своем месте — Тотьмянина и Маринин фантастически раскрылись в качестве Мари и Принца. Аделина – потрясающая Мышильда, и видно, что это ей очень интересно. Ягудин – прирожденный Мышиный король, слегка гротесковый. Я поставил перед ним задачу быть ярким, немного «кривлючим» королем, и ему это нравится – быть немного вызывающим. Даже музыку специально подбирали под него. Я урезал спектакль – уплотнил сцены специально для малышей, чтобы сделать его максимально зрелищным. Но, возможно, впоследствии зритель увидит более полную авторскую версию для взрослых.

Илья Авербух

Я увидела здесь очень интересное сочетание двух традиций – школы Цирка дю Солей и нашего русского фигурного катания. Если бы не рассказчик и либретто, это определенно был бы Цирк дю Солей, и это очень круто! Очень характерные роли у олимпийских чемпионов, спектакль происходит в разных плоскостях, и все это на уровне лучших мировых шоу. Мой сын Тема никогда не слушает, он понимает не то, что говорится словами, но язык эмоций – зачастую это выражение эмоций легче, чем текст! И здесь у всех артистов это было ярко выражено. Нам очень понравился Ягудин – легкий, пластичный и несмотря на то, что он мэтр фигурного катания, он легкий, как мальчик. Он танцует, и ты наслаждаешься его катанием.

Диана Арбенина

Я в восторге! Второй раз в жизни вижу спектакль Ильи Авербуха, и я в невероятной эйфории. Во-первых, здесь танцует мой любимый партнер по «Ледниковому периоду» Максим Маринин, во-вторых, и балет, и декорации переносят нас в настоящую новогоднюю детскую сказку – мурашки меня не отпускают. Стою, чешусь от мурашек!

Екатерина Варнава

Когда все мировые легенды фигурного катания катаются перед тобой, и при этом это еще называется детской сказкой – ты получаешь несколько удовольствий сразу. Все смотрится на удивление цельно. Спасибо больше организаторам!

Яна Чурикова

Впечатления очень позитивные. Вообще когда зритель идет на спектакли Ильи Авербуха, у него есть гарантия качества, что все костюмы будут великолепные и в едином стиле, будет интересное световое и техническое решение, ведь у него работает много высококлассных профессионалов. Например, мне очень понравился трюк с катящимся орехом желания. Как человек, который катался в «Ледниковом периоде», я очень хотела посмотреть на уже хорошо знакомых мне фигуристов. Приятно видеть развитие этой команды, их стабильное высочайшее качество, замечательно следить, как в этом сообществе появляются новые люди – в этом году настоящей артисткой стала Аделина Сотникова. Она – безусловное украшение спектакля!

Екатерина Шпица

Я первый раз в жизни смотрю ледовое шоу. Олимпийские чемпионы сразу видны – уж не знаю, какие печати на них ставят и где, наверное, это все-таки талант! Когда они выходят на лед – я бы повыключала все лампочки!

Ольга Ломоносова

Также читайте интервью Алексея Ягудина и Татьяны Тотьмяниной: «У нас в семье нет обязанностей».