Когда говорят о Вере Марецкой как знаменитой актрисе прошлого столетия, вспоминают ее роли в «Сельской учительнице» и «Члене правительства». Обсуждая личную жизнь, держат в уме фразу «Марецкая и Плятт: роман длиною в жизнь». Между тем событий и мужчин, связанных с именем одной из любимых актрис народа и Иосифа Сталина, было значительно больше.

Семья

Родилась будущая актриса в 1906 году в Подмосковье в небедной мещанской семье. Отец был буфетчиком в Никитинском цирке, после революции – в Государственном; мать занималась домашним хозяйством. Их дети – два сына и две дочери – получили хорошее образование, знали по несколько иностранных языков.

Братья Веры Петровны Дмитрий и Григорий после окончания Института красной профессуры стали журналистами, причем не рядовыми. Один — заместителем редактора “Комсомольской правды», второй – ведущим сотрудником «Правды». Оба были соратниками Николая Бухарина, и когда в период репрессий «раскрыли антипартийный заговор бухаринцев», их арестовали и вскоре расстреляли.

Сестра Татьяна – педагог по образованию – тоже пострадала как сестра «врагов народа». Была исключена из рядов компартии, несколько лет провела в заключении, не имела права жить в Москве.

Но все это будет гораздо позже.

Детство дети Марецких провели за кулисами цирка. Артистическая жизнь оказала на впечатлительную девочку заметное влияние. Уже тогда в Вере зародилась мечта о сцене.

Между тем родители выбрали для дочери другую стезю. Настояли, чтобы она поступила на философский факультет Московского университета. Девочке не составило труда пройти конкурс в лучший вуз страны. Но изучение миропонимания не вызывало энтузиазма в душе эмоционально развитой девушки.

Втайне от домашних Вера подала документы в несколько актерских студий Москвы. Успешно прошла испытания и была приглашена на обучение в две из них. Выбрала школу-студию театра Вахтангова (сейчас это Театральный институт им. Бориса Щукина).

В 1922 году Евгений Вахтангов скончался, и студентов обучал Юрий Завадский, актер театра Вахтангова, талантливый ученик Мастера. Он сыграл в жизни Веры Марецкой важнейшую роль.

Во-первых, стал ее первым мужем.

В 1924 году Вера Петровна завершила обучение в студии. Роман с Юрием Завадским завершился оформлением брака. Вместе с мужем она участвовала в создании театральной студии его имени. Здесь актриса долгое время служила, и все время была примой.

Первый брак

Частная жизнь двух театральных звезд была не такой успешной, как совместная трудовая деятельность.

Вера, воспитанная в традициях обстоятельных русских мещан, хорошо воспитанная, умело вела хозяйство, старалась совмещать работу и семейный быт. Жили Завадский и Марецкая спокойно, размеренно. Но как раз это не нравилось Юрию Александровичу, с его ярким актерским темпераментом. Ему требовались страсти, смена впечатлений, новые интересные встречи.

Завадский нравился многим женщинам. В числе влюбленных оказалась и известная поэтесса Марина Цветаева, посвятившая ему немало хороших стихов и даже, как утверждают, пьес.

Ходили слухи, что Завадский был бисексуалом, отдавал предпочтение красивым юношам, но и женщинами не пренебрегал, изменял жене. Когда их совместному сыну Евгению (названному в честь Вахтангова) едва исполнилось 4 года, ушел из семьи к еще более знаменитой женщине – балерине Галине Улановой.

Основав собственный театр, Завадский набрал в него молодых способных актеров, и первой сделал предложение Вере Марецкой, несмотря на то, что семейные отношения к тому времени были разорваны. До конца жизни актриса дружески общалась со своим первым мужем, уважала его как наставника и коллегу (ко всему прочему, Завадский был прекрасным актером). А он всячески поддерживал ее.

Так он относился и к другим своим женам: гражданской жене Ирине Анисимовой-Вульф и законной супруге Галине Улановой.  Некоторые биографы пишут, что Завадский всегда любил только Марецкую, тем более, что она родила ему сына. Впрочем, другие настаивают, что настоящей привязанностью была Уланова. Третьи отдают первенство в этом споре Вульф. Что касается пожизненных отношений с Марецкой, то Завадский смог удержать ее в театре, отдавая должное таланту и организаторским способностям. Большинство главных ролей в спектаклях доставались ей. Впрочем, по праву.  С Улановой и Вульф он тоже сохранил добрые отношения на всю жизнь.

Среди любимых учеников Юрия Завадского был и Ростислав Плятт. Молодого актера не жаловали столичные театры, режиссеры долго не могли разглядеть в долговязом странноватом молодом человеке будущую звезду театра и кино, а Завадский смог. Благоговейно относившийся к учителю и работодателю, Плятт, тем не менее, влюбился в его тогда еще законную супругу, Веру Марецкую. Она тоже обратила на него внимание. Романтические отношения между Марецкой и Пляттом на первых порах были тайной двоих.

Плятт воспринимал свою любовь к Вере как предательство по отношению к Завадскому, которого безмерно уважал, поэтому стремился перебороть свое чувство. Решив распутать узел непростых отношений, он женился на актрисе театра Моссовета Нине Бутовой. Однако это не облегчило его положения, так как от любви к Марецкой избавиться не удалось, да и она сама не хотела отпускать Плятта. Зато женитьба сыграла злую шутку с Ростиславом Яновичем.

Марецкая в театре

Придя в театр совсем молоденькой, Марецкая успешно справлялась со сложными возрастными ролями. Зрители поражались, насколько органично удавались ей комедийные старухи, многоопытные пожилые женщины. С ранних работ уверенно и самобытно формировалось ее мастерство. Актриса быстро стала популярной, театралы специально ходили на спектакли, в которых была занята она.

В театральной студии под руководством Завадского актриса Вера Марецкая блистала в ролях по пьесам современных авторов, а также отечественных и зарубежных классиков. Так, в 1934 году в спектакле «Волки и овцы» Марецкая, выполняя задание режиссера, исполняла роль Глафиры подчеркнуто гротескно, с истинно комедийным озорством.

Когда в середине 30-ых годов Завадский вместе со своим театром был направлен в Ростов-на- Дону (требовалось освободить советскую культуру от «неортодоксальных театров»), труппа отправилась за ним. В числе переехавших была и Вера Марецкая. Здесь в Академическом театре драмы им. М. Горького актриса превосходно сыграла Любовь Яровую по пьесе Тренёва, Лизу в «Горе от ума» А. С. Грибоедова, Мирандолину по сказке К. Гольдони, Катарину в «Укрощении строптивой» Шекспира.

С 1940 года Вера Марецкая – ведущая актриса Московского академического театра имени Моссовета. Вновь работает под руководством Завадского. Классикой стали ее работы в «Чайке» Чехова, «Без вины виноватых» Островского, «Маскараде» Лермонтова, пьесах зарубежных драматургов. Главную актрису и «хозяйку театра Моссовета» знает теперь вся страна. Ее известность, всеобщая любовь и пробивные качества помогают в организационных делах. Например, ей удалось «пробить» строительство нового здания театра.

Нельзя было определить однозначно амплуа исполнительницы. Каждая роль была ей подвластна, все жанры по плечу. Марецкая не боялась «уйти от себя», сознательно избегала похожих ролей, однотипных характеров, для каждой роли находила не избитые средства выразительности. Любая роль в ее исполнении не давала повода усомниться в праве на нее. А в труппе работали и другие знаменитости. Одна Любовь Орлова чего стоит. А Фаина Раневская!

Марецкая и Троицкий

Когда актриса после расставания с первым мужем стала свободной, «милый друг Плятт» был уже связан узами брака. Вера Петровна разбивать молодую семью не стала. Да и Плятт всегда чувствовал себя виновным перед женой: брак был вынужденным, любви так и не случилось, хотя совместно супруги прожили много лет. Детей у них не было. Марецкая не торопилась повторно выйти замуж. Была постоянно занята в театральных постановках, много снималась в кино, часто ездила на гастроли. Незадолго до войны приняла предложение сослуживца по театру Георгия Троицкого. В браке с ним родила дочь Машу.

Застенчивый и спокойный Троицкий оказался примерным семьянином. Марецкую боготворил, выполнял все ее просьбы и прихоти. Воспитывал не только сына Веры Петровны и их совместную дочь, но и племянника жены. В театре у него, в отличие от супруги, ролей было немного, так что он мог полностью отдавать себя воспитанию детей. Вера Петровна ценила это.

Когда началась Великая Отечественная война, Троша, как звала его Марецкая, ушел добровольцем на фронт. Будучи лейтенантом, командовал взводом 69-й стрелковой дивизии. В 1943-м году он погиб. Для актрисы его смерть стала большим ударом. Замуж она больше не выходила, хотя осталась вдовой в 37 лет.

Сын Марецкой Евгений Завадский впоследствии был режиссером Театра имени Моссовета, которому посвятили свое творчество его родители и отчим. Мария Троицкая (Марецкая)– киновед, переводчица, живет в США.

Кинематограф в жизни Марецкой

Но, конечно, по-настоящему знаменитой Вера стала, снимаясь в кино. Дебютировала в эпизоде в фильме «Простые сердца». Ей в ту пору было 18 лет. Через год – роль в драме «Его призыв» Протазанова и его же комедии «Закройщик из Торжка». Больших перерывов в киносъемках у актрисы никогда не было.

Заметной стала роль шахтерки Веры в картине «Любовь и ненависть». Актрисе удалось показать становление характера женщины революционной эпохи, способной на многое. Таких героинь было немало в кино того времени, и каждая в исполнении Марецкой была индивидуальна и убедительна. Талантливой игрой она оживляла современных героинь, передавала чувства женщин переломной эпохи. Неотразима была и в эпизодических, а также комедийных ролях.

Шедевральной называли ее роль в фильме «Член правительства». Простая сельская труженица Александра Соколова в исполнении Марецкой вдохновила многих советских женщин на борьбу за свои права. Абсолютно городская в жизни, Марецкая смогла доказательно сыграть крестьянку, которой удалось благодаря своей честности, неравнодушию стать реальным членом правительства.

Фильм одобрил Иосиф Сталин. Актриса вошла в число его любимых исполнительниц. Это помогло и Завадскому.

Сталинские премии она получала за театральные и киноработы. Наиболее известные роли в послевоенном кино — Прасковья Лукьянова в драме «Она защищает Родину», Варвара Мартынова в «Сельской учительнице». Оба фильма были восторженно приняты зрителями и киноведами.

Поздние актерские работы в кинофильмах «Мать», «Ночной звонок», «Легкая жизнь» также воспринимались как эталонные. Казалось, что никто, кроме Марецкой, не мог сыграть эти персонажи.

Продуктивной была работа Марецкой и на Всесоюзном радио. Ее партнерами в спектаклях здесь были Осип Абдулов и, конечно, Ростислав Плятт. Последний значительно раньше стал мэтром на радио. Стихи русских писателей в талантливом исполнении Веры Петровны и сегодня включают в ретропрослушивания. Вера Марецкая также озвучивала документальные фильмы и даже один мультфильм – «Ночь перед Рождеством».

Ее регалии впечатляют. Герой Социалистического Труда, Заслуженная артистка РСФСР, Народная артистка РСФСР и СССР, обладательница нескольких Сталинских премий за исполнение ролей в спектаклях и кинофильмах, кавалер орденов «Знак Почёта», Ленина, Трудового Красного Знамени, многих медалей.

Марецкая и Плятт

Ростислав Плятт учился актерскому мастерству на курсе Завадского. Они подружились, насколько это было возможно в отношениях наставник – ученик.

Жизнь всегда преподносит сюрпризы. Плятт крепко влюбился, и надо же было такому случиться, что избранницей его сердца стала молодая жена Завадского, Вера Марецкая. Рабочие и дружеские отношения не перевесили: любовь актера к жене Мастера оказалась сильнее.

Марецкую нельзя было назвать красавицей, она обладала своеобразной внешностью. Кто-то скажет – обыкновенной. Но в ней было чрезвычайно сильно женское начало, обаяние зашкаливало. Такими женщинами мужчины серьезно увлекаются. Не только внешние факторы, но и внутренняя актерская мощь Веры покорили Плятта раз и навсегда.

Романтические отношения начались, когда избранница была замужем. Труппа знала о секрете, но влюбленных не осуждала – Вера Марецкая и Ростислав Плятт вели себя прилично.

Жена была в курсе, что у Ростислава роман с коллегой, всю жизнь ревновала, устраивала скандалы, шантажировала тем, что покончит с жизнью, если муж уйдет от нее. Они прожили вместе долгую жизнь, но по-настоящему любил Р. Плятт только свою В. П.

Плятт был для Марецкой идеальным партнером на сцене и в жизни. Оба были страстно увлечены театром – неотъемлемым для них способом существования. Оба предпочитали импровизацию на сцене, одинаково воспринимали смешное и прекрасное. Привычные спектакли они всякий раз играли по-новому, придумывая реплики, озорничая. Говорили, что это позволяет вдыхать в действие новизну, поддерживать живой интерес публики, и самим не соскучиться, когда спектакль идет в сотый раз.

Никто, кроме самих участников, не скажет, когда взаимная симпатия переросла в глубокие чувства. Удивительно то, что их отношения считаются едва ли не единственным актерским романом, о котором знало только ближайшее окружение, слухи не вышли на просторы страны. Несмотря на то, что оба вели двойную жизнь, коллеги их не осуждали. Настолько велик был масштаб и репутация обоих.

Завадский тоже знал о романе подчиненных. Относился с долей раздражительности, когда долго не мог отыскать того и другого. Марецкая и Плятт могли подолгу жить в гостинице или отдыхать в санатории. Вместе готовились к спектаклям, гуляли по городу.

После смерти Завадского в 1977 году, Плятт все-таки ушел из семьи, решив сделать предложение своей возлюбленной. Но Вера Петровна отказала ему, сославшись на то, что уже стара (да и тяжело больна) для семейных отношений. Ростислав Янович вернулся к жене. Был прощен не сразу. Жена умерла в 1978 году после сердечного приступа. Женщине можно только посочувствовать.

Вера, несмотря на отказ расписаться, не отпускала Плятта. Любила и мучила. У нее был непростой характер. Ему все время приходилось подстраиваться в ущерб себе. К тому же, как говорят некоторые источники, В. П. была любвеобильной, у нее случались и другие романы. Но возлюбленный все прощал.

Плятт стал особенно заботлив по отношению к Марецкой, когда у нее обнаружилось смертельное заболевание.

После смерти обоих женщин чувствовал себя очень одиноко. Однако ему посчастливилось встретить женщину, которая стала для него настоящим спасением на старости лет. Правда, и тут все было не так просто. Ему — 70 лет, а избраннице – преподавателю театрального вуза Людмиле Маратовой – 50. К тому же она – жена еще одного друга Плятта – Николая Литвинова.

Дочь Литвинова впоследствии рассказывала, что Плятт пытался объясниться с отцом, но дружба между мужчинами была с тех пор прервана.

Финальные годы жизни актрисы

Несмотря на признание в профессии, в частной жизни Марецкая то и дело переживала неприятности, а то и трагедии.

Вначале потеряла братьев. Ничего не смогла сделать для облегчения их участи и страдала от этого. Взяла на себя воспитание сына старшего из них.

Долгие годы заботилась о сестре, пережившей заключение и ссылку.

Переживала за неурядицы в профессиональной деятельности Завадского.

Радовалась браку дочери с приятным молодым человеком, но он внезапно покончил с собой. Пришлось серьезно заняться здоровьем дочери, попавшей после этого случая в психиатрическую лечебницу.

Понятно, что подобные стрессы не укрепляют самочувствие. Драматические события действовали на Веру Петровну весьма негативно. Завадский настоял на серьезном обследовании, и оно дало неутешительный результат: рак головного мозга.

Интенсивное лечение и операция продлили жизнь актрисы на 7 лет. Никто не слышал от нее жалоб на здоровье и судьбу. Она до последнего продолжала выходить на сцену.

В 1975 году убегала из больницы, где проходила плановое лечение, чтобы участвовать в съемках спектакля для телевидения.

В театре Моссовета долгое время с большим успехом шла известная пьеса «Странная миссис Севидж» с Фаиной Раневской в главной роли. Играла она блистательно, но просила освободить ее от роли — из-за возраста плохо себя чувствовала. Директор театра Лосев ввел на роль в спектакль Любовь Орлову, которая мечтала о таком профессиональном подарке. Любовь Орлова играла в спектакле до декабря 1974 года. К тому времени она, тоже тяжело болела, периодически попадая в больницу. Юрий Александрович, отдал роль В.П., не объяснившись с Орловой. Актриса добивалась, как ей казалось, справедливости угрозами пожаловаться руководству страны. Завадский был непреклонен, так как понимал, что для Марецкой в конце жизни необходима занятость и еще одна порция зрительской признательности и любви.

Роль в исполнении Марецкой была выше всех похвал. Однако она отыграла лишь несколько спектаклей. Когда легла в очередной раз в больницу, узнала, что в той же больнице проходит лечение Любовь Орлова. Марецкая отправляла ей приветы, но Орлова не отвечала. Она так и не «простила» за «Сэвидж» В.П. Хотя вины самой Марецкой в этом нет, ни актеры занимаются распределением ролей, а руководство театра.

После очередной проведенной химии Марецкая вновь вышла на сцену. В марте 1976-го был последний ее спектакль. Многие зрители знали, что актриса смертельно больна, и плакали. На поклонах разрыдалась и Вера Петровна. Партнер Марецкой поклонился не залу, а ей.  А за кулисами плакали два ее возлюбленных – Завадский и Плятт.

Первой в 1975-м году ушла из жизни Любовь Орлова. Следом она проводила в последний путь Завадского – учителя, коллегу, бывшего мужа, друга.  Сама Марецкая оставила этот свет через год после него. До последнего боролась с болезнью и страдала.

С ней прощалась вся Москва. Скорбели тысячи поклонников по всей стране. Плятт сказал у гроба: «Ты всегда была сильнее меня, а уходишь первая».

До конца своей жизни, а это произошло в 1989-м году, Плятт сохранил в своем сердце теплое чувство к Марецкой, то и дело возвращаясь воспоминаниями к ее ролям в театре и главной роли в его собственной жизни.