Сегодня тартан – один из самых известных и распространенных рисунков в мире. Его носят люди любого класса, возраста и пола, летом и зимой, днем и вечером. Разумеется так было не всегда. О непростом прошлом тартана – в статье «Леди Mail.Ru».

Боевое прошлое

Считается, что тартан появился еще в III-IV веках, но популярность пришла к нему лишь в XIX веке. Изначально клетка указывала на принадлежность к различным шотландским кланам (или регионам). В XVIII веке тартан стал военной формой шотландских мятежников, восставших против англичан. После поражения шотландцев тартан был строго запрещен, его разрешили носить лишь в 1782 году. Тогда же паттерн стал парадной одеждой, которую было принято надевать в случае торжеств.

Как тартан стал популярен за пределами Шотландии

Родиной тартана является Шотландия, но вот своей популярностью рисунок обязан США. В XIX веке тартан попал на территорию США, где компания Woolrich Woolen Mills начала создавать клетчатый текстиль в красном и черном цветах. Конечно, никто не заморачивался над первоначальным смыслом паттерна и не создавал индивидуальный рисунок для каждого клиента. Тартан превратился в явление массовое и пришелся по душе представителям рабочего класса, но особенно популярен он стал среди дровосеков. Долгое время клетчатые рубашки ассоциировались исключительно с этой профессией.

В 1924 году другая американская компания Pendleton также запустила в производство мужские клетчатые рубашки, которые стали абсолютным хитом и пользовались невероятной популярностью на протяжении десятилетий. 

В 40-е клетчатые рубашки появились в гардеробах не только работяг, но всех слоев населения. Определенный вклад здесь внесла Мэрилин Монро, часто появлявшаяся в мужских клетчатых рубашках. К 1949 году все та же компания Pendelton начала выпускать клетчатые фланелевые рубашки и для женщин.

От панков 70-х к гранжу 90-х 

Пережив несколько «мирных» десятилетий в США, тартан вернулся к своему мятежному прошлому. 70-е годы были не самым радостным временем для Великобритании: экономика переживала кризис, безработица была чудовищной. На фоне всего этого зародилось движение панк. Лондонские панки стали носить килты с узором, повторяющим персональный паттерн королевы Елизаветы.

Этот тренд активно начала популяризировать Вивьен Вествуд. В ее магазине «Sex» в районе Челси продавали всю необходимую атрибутику бунтарского стиля: тут килты соседствовали с вещами в стиле BDSM и пин-ап. Таким образом тартан вернулся к своему историческому значению: он стал символом мятежа, протеста и бунта. А Вествуд и ее гражданский муж Мальком Макларен стали движущей силой стиля панк.

В 90-е годы на первый план выходит стиль гранж. Тартан находит свое место и в этом направлении, более того, благодаря фронтмену группы Nirvana Курту Кобейну, одним из главных модных символов эпохи становится фланелевая клетчатая рубашка.

Коллекция «Anglomania» 1993 года, Vivienne Westwood; Коллекция «Highland Rape» 1995 год, Alexander McQueen.

Интересные отношения были у тартана с двумя английскими дизайнерами: Вивьвен Вествуд и Александром Маккуином. Вествуд часто использовала шотландскую клетку в своих коллекциях, создавала легкомысленные по духу вещи, тогда как Маккуин, мягко говоря, не одобрял ее работы: в его глазах история Шотландии была страшной, трагической, не заслуживающей такой подачи.

В 1995 году Маккуин создал скандально известную коллекцию «Изнасилованная Шотландия» («Highland Rape»), напоминая о том, как британцы обошлись с этой страной.

Наши дни

Сегодня насчитывается несколько тысяч видов тартана, среди которых даже есть паттерны, созданные в честь Элвиса Пресли. Теоретически можно зарегистрировать и свой дизайн, но сделать это очень непросто. Один из немногих дизайнеров, сумевших легко получить разрешение на свой личный рисунок – Вивьен Вестуд.

Если говорить о массовой моде, то сегодня тартан, конечно, не ассоциируется ни с бунтом, ни с торжественной одеждой, ни с панками, ни с гранжем. Этот рисунок сам по себе. Он стал частью школьной формы во многих странах мира, его носят и днем, и вечером. Чаще всего он появляется в коллекциях сезона осень-зима, но за последние годы и эта граница была размыта, и тартан больше не ассоциируется с каким-то конкретным сезоном.

Saint Laurent. Осень-Зима 2013.

Тартан периодически используют при создании коллекций haute couture, и в prêt-à-porter. В 2013 году Эди Слиман показывал свою дебютную коллекцию для дома Saint Laurent и на подиум выходили модели в полупрозрачных черных платьях и длинных клетчатых рубашках в стиле гранж. 

О масс-маркете и говорить ничего не надо: в любом магазине висят стройные ряды рубашек, юбок, пальто и разложены красно-черные клетчатые шарфы. Единственный совет, который можно дать в ситуации с тартаном: никогда не экономьте на ткани. Это должна быть хорошая, плотная шерсть. В противном случае вещь будет смотреться очень не выигрышно.