Разное

Искусственный взгляд из вечности

Искусственный взгляд из вечности

Оказывается, они появились в очень древние времена и использовались не только для замены утраченных органов, но и для загробных ритуалов…

Древняя находка

Совсем недавно в 57 километрах от города Забол на юго-востоке Ирана был найден уникальный артефакт, представляющий собой искусно выполненную копию человеческого глаза. Выяснилось, что протез принадлежал женщине 25-30 лет. Историки считают, что глаз был изготовлен 4500—4800 лет назад, причем удивительно хорошо сохранился. Он заменил собой левый глаз усопшей. Специалисты пока еще точно не установили, из какого материала был сделан протез, но можно предположить, что при его изготовлении использовалась природная растительная смола, смешанная с жирами животного происхождения.

Протез выполнен с большим мастерством и максимально реалистично. Зрачок выгравирован посередине, а от него, подобно лучам солнца, отходят золотые линии. Причем золотые в буквальном смысле слова: ученым удалось обнаружить мелкие частички золота. Искусственные глазные «капилляры» состоят из тончайшей золотой проволоки, меньше полумиллиметра толщиной. Вокруг зрачка также видны параллельные линии, формирующие ромб. По бокам полусферы находились два отверстия, куда были пропущены золотые нити, удерживавшие протез на месте.

Предварительные исследования показали, что под бровью женщины остались следы воспаления, возникшего в результате длительного соприкосновения нижней части искусственного глаза с веком. Не исключено, что именно абсцесс привел к безвременной гибели обладательницы протеза…

Антропологические исследования позволили приблизительно определить происхождение женщины. При жизни она была мулаткой, ее родители принадлежали к негроидной и белой расам. При этом другие предметы, найденные в захоронении, свидетельствуют о том, что эта особа принадлежала к обеспеченным слоям общества. Не исключено, что она являлась дочерью местного вельможи и одной из его наложниц. Любопытно, что для того времени покойница была очень рослой — около 180 см. Рядом со своими современниками, чей средний рост равнялся примерно 153 сантиметрам, она должна была выглядеть просто великаншей! Экзотическую внешность дополняли «решительный» выступающий подбородок и высокий скошенный лоб. В совокупности с богато украшенным бронзовым зеркалом, найденным в погребении, все это свидетельствует о необычном ремесле, которым занималась женщина. Возможно, она была жрицей или гадалкой.

Для усопших и живых

С давних времен человечество проявляло большую изобретательность, пытаясь возместить утрату какого-либо органа. Известны древнейшие протезы из крашеной глины, прикреплявшиеся к полотну. В более позднее время для создания глазных протезов применяли золото, драгоценные камни, серебро, медь и стекло. Правда, еще в ΙX в. до н. э. их использовали в похоронных ритуалах. Так, жители Вавилона, Древнего Египта, Китая и Эгейской области Греции, верившие в загробную жизнь, не только заполняли саркофаги своих близких драгоценностями, но и вставляли в пустые глазницы мумий искусственные глаза. Настоящие ювелирные шедевры были найдены в глазницах некоторых египетских мумий и представителей отдельных племен американских индейцев. Имитации глаз были изготовлены из драгоценных камней: из мрамора со вставленными в него цветными стеклами, из золота и серебра, покрытых эмалью, из слоновой кости… Но для живых людей они не годились, так как были слишком тяжелы.

Производство глазных протезов для нужд живых людей широко распространилось начиная с V в. до н. э. К изготовлению искусственных глаз относились как к священнодействию. Известно, что этим занимались римские и египетские жрецы, причем только те, кто имел медицинскую специализацию.

Лишь очень богатые и знатные люди могли позволить себе такой протез. Во-первых, это было очень дорого, во-вторых, иногда мастера приходилось искать за тридевять земель. Поэтому для большинства простых людей оставалась лишь одна возможность скрыть увечье — носить повязку.

Революция в протезировании

В конце XVI в. французский хирург и дантист Амбруаз Парэ опубликовал чертежи средневековых стеклянных и фарфоровых протезов, которые были уже более близки к современным. В ту эпоху использовались два вида искусственных глаз. Первый из них представлял собой покрытую эмалью золотую и серебряную оболочку, похожую на половину скорлупы ореха, на поверхность которого наносилось изображение радужки со зрачком, второй – протезы из стекла. В XVII столетии стеклянные протезы научились изготавливать венецианские стеклодувы. Интересно, что они тщательно скрывали секреты своего мастерства. Постепенно лучшие мастера переехали из Венеции во Францию, где глазное протезирование к концу XVIII столетия достигло высокой степени совершенства. Выпуском глазных протезов занимались лишь несколько семей. Вся Европа знала их фамилии — Миро, Буассоно, Джерден… В середине XIX в. некоторые умельцы переехали в Соединенные Штаты и стали осваивать рынок Нового Света. Стали выпускать протезы глаз и в Германии, причем последние даже превосходили как американские, так и французские образцы. Кстати, именно в Германии предпочитали заказывать себе протезы представители русской аристократии.

Остается удивляться смекалке древнего врача-протезиста, на несколько тысячелетий опередившего свою эпоху и создавшего протез, который по своим характеристикам близок к современным. Хотя, скорее всего, этот артефакт служил не столько для имитации утерянного глаза, сколько для магических целей. Ведь одноглазых людей во многих культурах древности почитали как живущих сразу в двух мирах: несуществующим глазом они якобы могли созерцать загробную реальность…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *